СТОЙКОСТЬ ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА

При нормально работающем круге шлифуемая поверхность получается чистой, процесс шлифования протекает спокойно, без вибраций.

Но по мере притупления круга на шлифуемой поверхности появляются сначала малозаметные грани и небольшие прижоги, которые постепенно увеличиваются. Круг перестает резать ме­талл и только скользит по поверхности детали, усиленно нагре­вая ее.

Круг теряет режущую способность в результате притупления режущих зерен, лежащих на его поверхности, и заполнения пор стружкой И ПЫЛЬЮ.

На рис. 48, а показано режущее зерно после непродолжи­тельного времени работы. Вершина зерна округлилась и сила, требуемая для отделения стружки этим зерном, начинает возра­стать. Зерно еще крепко держится в связке, но прочность само­го зерна недостаточна и оно раскалывается.

На рис. 48,6 у зерна появились две новые вершины и его режущая способность восстановлена. Сила резания уменьшает­ся и становится нормальной.

Это свойство абразивных зерен восстанавливать свою режу­щую способность называется самозатачиванием.

Через некоторое время самозаточившееся зерно вновь при­тупляется (рис. 48, е); одновременно возрастает сила резания. Зерно разрушается вторично и начинает нормально резать вновь образовавшимися вершинами.

На рис. 48, г показано зерно после второго разрушения, а на рис. 48, д — после третьего притупления. На этот раз высота, на которую зерно выступает из связки, настолько незначитель­на, что дальнейшему дроблению зерно не поддается, но в то же время связка его продолжает удерживать. В результате зерно перестает резать и с большой силой трется об обрабатываемую поверхность, вызывая прижоги и шлифовочные трещины.

Зерна, сохранившие некоторую режущую способность, про­должают шлифование, но обработанная поверхность получается не гладкой, как обычно, а граненой. Нормальная работа круга может быть восстановлена только тогда, когда тем или иным способом с поверхности круга будет удален притупившийся слой.

Практически не все зерна самозатачиваются. Некоторые зер­на могут самозатачиваться более двух раз. Иногда при шлифо­вании мягким кругом зернистости 50—40 (ГОСТ 3647—59) с большой продольной и поперечной подачами самозатачивание происходит непрерывно и после одного или нескольких разру­шений абразивное зерно выпадает из связки, обнажая острое зерно.

Шлифование с непрерывным самозатачиванием применяется при обдирочных работах или при обработке твердых сплавов. Такое шлифование сопровождается большим расходом абразив­ного инструмента и ухудшением чистоты обрабатываемой по­верхности.

Обычно на практике применяют шлифование с частичным са­мозатачиванием, при этом расход абразива от выпадения зерен значительно меньше, чем при правке круга. В зависимости от марки крута, а также от характера работы отношение износа круга в результате выкрашивания зерен к износу при правке равно от 1 : 4 до 1 :6.

Так, например, при шлифовании крутом Э40СТ1К5 расход абразива между правками, вызванный выпадением притупив­шихся зерен (самозатачиванием), при чистовом шлифовании ра­вен 0,015 мм на радиус круга, а при каждой правке круга сре­зается слой толщиной в 0,09 мм, следовательно, отношение бу­дет равно 0,015 : 0,09= 1 : 6.

Продолжительность работы круга между двумя правками называется стойкостью круга. Высокая стойкость круга, помимо экономии абразивного инструмента, сокращает рабочее время, которое затрачивается на процесс правки, а также на наладку станка после правки.

Величина стойкости шлифовального круга колеблется в ши­роких пределах. Для кругов малого диаметра она незначитель­на. При наружном круглом шлифовании, когда используются шлифовальные круги больших диаметров, стойкость в некото­рых случаях измеряется десятками минут и более.

Стойкость круга зависит не только от размера, но и от дру­гих факторов, характеризующих круг, а также от режима шли­фования, от материала и размера шлифуемых деталей. Так, стойкость круга уменьшается при уменьшении диаметра шлифу­емой детали, при шлифовании закаленной стали.

На величину стойкости значительно влияет окружная ско­рость изделия и продольная подача, и несколько меньше — глу­бина шлифования. При любом увеличении этих параметров уменьшается стойкость круга. Однако, если принять за меру стой­кости не только время между правками, но и количество годных деталей, изготовляемых на станке между двумя правками кру­га, то целесообразность применения скоростного шлифования является несомненной.

Updated: 28.03.2016 — 18:45