Шлифовальный станок выполняет полезную работу, обрабатывая детали. Механическую энергию, приводящую в движение шлифовальный круг и шлифуемое изделие, получают от электродвигателей, которые потребляют электрическую энергию, вырабатываемую генераторами. Во всех этих случаях мы видим результат работы машин.
Каждая машина состоит из совокупности механизмов. Механизмом называется система подвижно связанных между собой тел (звеньев), совершающих заданные движения.
В шлифовальных станках, как и в других металлорежущих станках, широкое распространение имеют механизмы, передаю
щие движение: ременные, зубчатые, червячные, фрикционные и другие передачи.
На рис. 35 показано торцешлифовальное приспособление, представляющее собой узел внутришлифовального станка, в котором совмещаются разные механизмы.
Электродвигатель 1 через механизм клиноременной передачи 2 приводит во вращение шлифовальный круг. Поршень 3 гидроцилиндра через штангу 4 устанавливает механизм шлифовального шпинделя в рабочее положение и после выполнения операции возвращает его в исходное положение. Ручные маховички 5 и 6 приводят в действие винтовую и червячную передачи соответственно для наладочного и рабочего перемещения шпинделя с кругом. В этот узел входит также вспомогательный механизм 7 для правки торца круга.
Работа и мощность. Чтобы переместить груз по горизонтальной плоскости, нужно приложить усилие для преодоления в основном силы трения. Если скорость движения груза равномерна, то сила, затрачиваемая на его перемещение, постоянна.
Допустим, что величина прилагаемой силы равна Р, а путь, который груз прошел под действием этой силы, равен S, тогда произведение P-S будет количеством работы W, затраченной на перемещение данного груза. За единицу работы принят 1 кГм, т. е. работа, производимая силой в 1 кГ на пути в 1 м.
Чтобы оценить эффективность источника энергии, определяют работу, которую он производит в одну секунду, т. е. его мощность.
Единицей мощности принят кГм/сек. Часто мощность измеряют более крупными единицами, а именно: лошадиной силой, равной 75 кГм/сек, или киловаттом (кет), равным 102 кГм/сек.
Коэффициент полезного действия. В каждой машине работа движущей силы (Ц7ДВ) тратится на преодоление полезных сопротивлений (например, сопротивления металла резанию) и вредных сопротивлений (например, сопротивления трения). Если обозначить работу, затрачиваемую на преодоление полезного сопротивления, через Wnon, а вредного сопротивления через U7Bp, то очевидно
Разделив обе части этого равенства на И7ДВ, получим:
J ______ Й7П0Л I Ц’В*1
~ wm Wm ■
Отношение ^-пол показывает, какая доля потребляемой
И^ДВ
энергии используется по назначению, и называется коэффициентом полезного действия (к. п. д.). Так как вредные сопротивления всегда имеются в механизмах, то к. п. д. любой машины всегда меньше единицы.