При перемещении одного тела по поверхности другого возникает сила сопротивления движению, которая называется силой трения.
Сила трения бывает двух видов. При вращении шпинделя шлифовального круга в бронзовых вкладышах создается трение скольжения. При трении скольжения каждая точка на шпинделе последовательно соприкасается с бесчисленным количеством точек вкладыша, лежащих на кольцевой линии, по которой эта точка перемещается.
При движении же колеса по рельсу каждая точка на поверхности колеса совпадает только с одной (за один оборот колеса), соответствующей ей точкой на рельсе. Такое движение называется качением, а сопротивление, возникающее при качении, называется трением качения. Величина силы сопротивления движению при качении значительно меньше, чем при скольжении.
Обычно сила трения создает вредные сопротивления движению, вызывающие увеличенный расход энергии, а также нагрев и усиленный износ трущихся деталей. Поэтому в механизмах часто стремятся заменить трение скольжения трением качения.
Однако трение может быть положительным фактором, например, во всевозможных механизмах торможения. В этих случаях используют трение скольжения и изыскивают такие пары трущихся поверхностей, которые создают большое сопротивление трения, т. е характеризуется большим коэффициентом трения.