ТРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ТЕХНИКЕ

При перемещении одного тела по поверхности другого возни­кает сила сопротивления движению, которая называется силой трения.

Сила трения бывает двух видов. При вращении шпинделя шлифовального круга в бронзовых вкладышах создается трение скольжения. При трении скольжения каждая точка на шпинделе последовательно соприкасается с бесчисленным количеством то­чек вкладыша, лежащих на кольцевой линии, по которой эта точка перемещается.

При движении же колеса по рельсу каждая точка на поверх­ности колеса совпадает только с одной (за один оборот колеса), соответствующей ей точкой на рельсе. Такое движение назы­вается качением, а сопротивление, возникающее при качении, на­зывается трением качения. Величина силы сопротивления дви­жению при качении значительно меньше, чем при скольжении.

Обычно сила трения создает вредные сопротивления движе­нию, вызывающие увеличенный расход энергии, а также нагрев и усиленный износ трущихся деталей. Поэтому в механизмах часто стремятся заменить трение скольжения трением качения.

Однако трение может быть положительным фактором, напри­мер, во всевозможных механизмах торможения. В этих случаях используют трение скольжения и изыскивают такие пары тру­щихся поверхностей, которые создают большое сопротивление трения, т. е характеризуется большим коэффициентом трения.

Updated: 28.03.2016 — 18:45