ПОСАДКИ

Характер соединения двух сопряженных деталей называется посадкой. По назначению посадки бывают неподвижные и по­движные.

Подвижные посадки характеризуются зазором. Чем больше зазор, тем легче перемещается одна деталь по другой.

Неподвижные посадки разделяют на прессовые и переход­ные. Прессовые посадки обеспечивают неподвижность деталей путем принудительной запрессовки вала в отверстие (до запрес­совки диаметр вала несколько больше диаметра отверстия).

Переходные посадки создают неподвижность сопряженных

деталей посредством крепежных деталей. Поэтому у них диа­метр вала может быть несколько больше, равен или даже мень­ше чем диаметр отверстия, т. е. в этих соединениях в одних слу­чаях может быть зазор, в других — натяг. При малых зазорах или натягах в соединениях достигается большая точность совпа­дения осей отверстия и вала. Таким образом, переходные и прес­совые посадки обеспечивают соосность вала и отверстия. На рис. 1 показано, как выполняются размеры валов и отвер­стий для получения различных посадок:

/ — диаметр отверстия больше диаметра вала. Такое соеди­нение обеспечивает подвижную посадку. Здесь поле допусков отверстия находится над полем допуска вала.

ПОСАДКИ

II— диаметр отверстия и диаметр вала могут образовывать как зазоры, так и натяги, небольшие по величине. Это переход­ные посадки. Поле допуска отверстия и поле допуска вала ча-< стично или полностью совмещаются.

III — диаметр вала больше диаметра отверстия. В этом слу — *чае образуются прессовые посадки. Поле допусков вала нахо­дится над полем допусков отверстия, т. е. при любых действи­тельных размерах диаметров вала и диаметров отверстий в со­единении гарантируется натяг.

Как подвижные, так и неподвижные посадки могут быть вы­полнены с зазорами и натягами большими или меньшими по ве­личине. Например, для вращения шпинделя шлифовального станка в подшипниках нужен зазор меньший и, следовательно, посадка более тугая, чем при монтаже шлифовального круга с фланцем на шпинделе станка.

По ГОСТ 7713- 55 в отечественном машиностроении приме­няют следующие посадки, расположенные в порядке уменьшения натягов и увеличения зазоров (в скобках даются их сокращен­ные обозначения):

Подпись: вая .... (Пл)Подпись: вая (Ш) Тепловая ходо

Горячая. . . ^Гр) Прессовая. (Пр) Легкопрессо­

Глухая…. (Г) Тугая….. (Т) Напряженная. (Н) Плотная. . . (П)

Скользящая. . (С) Движения. . (Д) Ходовая. . . (X) Легкоходовая (Л) Широкоходо­

вая …………. (Тх)

Для соединения двух деталей «намертво», например колеса железнодорожного вагона с осью, нужно нагреть отверстие ко­леса до температуры 450—550° С и надеть на холодную шейку вала. При остывании отверстие уменьшается в размерах и очень плотно охватывает вал. Это пример горячей посадки.

Посадка втулки в крышку корпуса пневматической сверлиль­ной головки также неподвижная, но натяг в этом случае меньше и сборка производится запрессовкой на прессе в холодном виде и таким образом создается прессовая посадка.

Глухая посадка обеспечивает надежное соединение деталей, причем сборка производится при больших усилиях. Во избежа­ние поворота одной детали относительно другой в местах соеди­нения ставят шпонки и шпильки. Примером может служить посадка муфты на вал электродвигателя.

Тугая посадка применяется для получения плотного соедине­ния деталей, например внутреннего кольца шарикоподшипника и вала. Сборка и разборка таких деталей производятся сравни­тельно редко и при больших усилиях. В этом случае также ис­пользуют шпонки или шпильки.

Напряженная пбсадка применяется, когда сборка и разборка деталей должны выполняться без значительных усилий, лишь при помощи ручника, например посадка зубчатого колеса на шпиндель станка.

Плотная посадка предусматривает соединение деталей, сбор­ка и разборка которых должны производиться при помощи дере­вянного ручника или вручную, например посадка наружного кольца шарикоподшипника в корпус.

При свободных посадках зазор постепенно увеличивается по мере перехода от посадки скольжения к тепловой ходовой. По­следняя применяется в соединениях деталей, работающих при высоких температурах. В этих случаях может возникнуть разное тепловое расширение вала и отверстия, поэтому требуются уве­личенные зазоры.

Система отверстия и система вала. Различные посадки деталей можно осуществлять разным выполнением раз­меров вала и отверстия. Практически же выгодно одну деталь изготовлять с постоянными размерами, а нужные посадки полу­чать за счет изменения размеров сопрягаемой детали.

Если предельные размеры отверстий остаются постоянными для всех посадок, то такой вид соединений деталей называется системой отверстия; различные посадки получаются за счет из­менения предельных размеров вала. Здесь поле допуска отвер­стий неизменно, а поле допуска валов изменяется в зависимости от посадки (рис. 1,о).

При системе отверстия нижнее отклонение отверстия равно 0. Допуск равняется верхнему отклонению, т. е. всегда направлен в сторону увеличения отверстия.

Если валы изготовляют так, что предельные размеры их оста­ются постоянными для всех посадок, то такой вид соединений деталей называется системой вала. Поле допуска валов остается неизменным, а поле допуска отверстий меняется в зависимости от посадки (рис. 1,6). Верхнее отклонение вала равно 0. ниж­нее — допуску.

В машиностроении обычно используют систему отверстия. Это объясняется тем, что легче изготовлять валы различных раз­меров, чем отверстия, так как для выполнения отверстий тре­буется большее количество инструмента (зенкеры, развертки), абразивные круги разнообразных форм и размеров.

В некоторых случаях выгоднее пользоваться системой вала. В частности, система вала применяется в приборостроении.

Выбор системы посадок определяется экономическими, тех­нологическими и эксплуатационными соображениями.

Updated: 28.03.2016 — 18:45