НОМИНАЛЬНЫЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

Сопряжение деталей. Две детали, соединяемые друг с другом неподвижно или подвижно, называются сопрягаемыми. Размеры поверхностей, по которым эти детали соединяются, на­зываются сопрягаемыми размерами, а размеры, по которым не происходит соединений, — свободными. Например, внутренний диаметр шлифовального круга и диаметр фланца шпинделя, на который надевается круг, являются сопрягаемыми размерами. Наружный диаметр и высота круга будут свободными разме­рами.

Одна из сопрягаемых деталей охватывает другую, поэтому в соединении различают охватываемую деталь и охватывающую. При соединении вала со втулкой вал — охватываемая деталь, втулка — охватывающая деталь.

В соединениях деталей охватываемую деталь условно назы­вают валом, а охватывающую — отверстием. Так. например, в со­единении шпинделя с подшипниками шпиндель — это вал, под­шипник— отверстие. В соединении шпоночной канавки на валу с призматической шпонкой шпонка является валом, а шпоноч­ная канавка — отверстием.

Номинальные размеры. При расчете сопряжения де­талей определяют общий размер для двух сопрягаемых поверх­ностей. Этот размер называется номинальным. Номинальные раз­меры деталей при конструировании назначаются с учетом имею­щихся размеров режущего инструмента (сверла, метчика, раз­вертки и т. д.), ходовых типоразмеров подшипников, болтов и т. д.

Это требование привело к возникновению стандартных рядов номинальных размеров диаметров и длин (ГОСТ 6636—60). Ряды эти строятся по геометрической прогрессии, т. е. каждый последующий размер, начиная со второго, равен предыдущему размеру, умноженному на постоянное число, называемое знаме­нателем прогрессии.

В ГОСТ 6636—60 имеются 4 нормальных ряда размеров: Ra5 RalO; Ra20; Ra40. Например, для ряда Ra40 установлены еле дующие стандартизованные размеры (в мм): 1,0; 1,05; 1,1; 1,15 1,2; 1,3; 1,4, 1,5; 1,6; 1,7; 1,8; 1,9; 2,0; 2,1; 2,2; 2,4; 2,5; 2,6

2,8; 3,2; 3,4; 3,6; 3,8; 4,0; 4,2; 4,5; 4,8; 5,0; 5,2; 5,5; 6,0; 6,3; 6,5 7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0; 9,5.

При переносе запятой вправо или влево получаем соответст­венно ряд больших или меньших размеров — от 0,001 мм до 20000 мм. Например: 10; 10,5; И; 11,5; 12; 13; 14 и т. д. или 0,1; 0,105; 0,110; 0,115 и т. д.

Полученное по расчету значение размера конструктор должен округлить до ближайшего размера нормального ряда. Округлению не. подлежат межоперационные размеры (т. е. размеры деталей с припусками для последующих обра­боток) .

Действительные и предельные размеры. Наря­ду с номинальными размерами деталей существуют действитель­ные и предельные размеры.

Действительным размером называют размер, полученный измерением готовой детали с наибольшей точностью, достигае­мой в данном производстве.

При сборке деталей действительные размеры вала и отверстия должны обеспечивать требуемое соединение, поэтому действи­тельные размеры колеблются в ограниченных пределах.

Предельными размерами называют наибольший и наимень­ший размеры, между которыми может колебаться действитель­ный размер, чтобы обеспечить требуемую точность соединения деталей.

Например, если указан диаметр вала 0 20±0,1 мм, то 0 20 мм — номинальный размер, ф 20,1 мм — наибольший пре­дельный размер, ф 19,9 мм — наименьший предельный размер. Таким образом, если действительный размер детали находится между ф 19,9 мм и ф 20,1 мм, то будет обеспечено необходимое соединение.

В справочниках обычно приводят верхние и нижние предель­ные отклонения размеров, причем верхнее отклонение представ­ляет собой разность между наибольшим предельным и номи­нальным размерами, а нижнее отклонение — разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. В нашем примере верхнее отклонение составляет 20,1—20 — 0,1 мм и ниж­нее 19,9—20,0=—0,1 мм.

Updated: 28.03.2016 — 18:45