Подбор шлифовального круга при профильном шлифовании зависит от многих причин, которые определяют получение максимальной производительности, необходимой шероховатости обрабатываемой поверхности и точности. У правильно подобранного по твердости шлифовального круга связка должна удерживать абразивные зерна до определенного их затупления.
При обработке деталей из закаленной стали применяют круги из электрокорупда, при обработке деталей из чугуна — круги из карбида кремния зеленого и при обработке деталей из твердых сплавов — алмазные круги. При шлифовании пазов торцам круга образуется большая площадь контакта между обрабатываемой деталью и шлифовальным кругом. В этом случае применяют более мягкие и крупнозернистые круги, чем при шлифовании периферией круга. При шлифовании сложного профиля должен применяться более-твердый и мелкозернистый круг, чем для шлифования непрофилированных деталей. При шлифовании профилей на круглошлифовальных и резьбошлифовальных станках, имеющих электродвигатель привода шлифовального круга болырой мощности и большие скорости вращения шпинделя, целесообразно применять более мягкие абразивные инструменты и повышенные режимы шлифования. Некоторые рекомендации по применению шлифовальных кругов на керамической связке При профильном шлифовании приведены в табл. 1.
При больших скоростях вращения даже небольшая неуравновешенность круга может нарушить работу станка и отразиться на качестве обрабатываемых деталей. Неуравновешенность шлифовального круга может быть вызвана неодинаковой плотностью материала, смещением его по отношению к посадочной поверхности при установке, неправильной формой боковых плоскостей. При работе неуравновешенным кругом обрабатываемая поверхность получается граненой, повышается шероховатость обработки, увеличивается износ подшипников шпинделя, возникают напряжения в круге, которые могут вызвать его разрыв.
Для точной и безопасной работы шлифовальный круг после его установки на фланцах должен быть отбалансирован. Эту
Таблица 1 рекомендации^к ВЫБОРУ КРУГОВ ПРИ! профильном; ШЛИФОВАНИИ
|
операцию производят дважды — перед установкой фланцев с кругом на шпиндель станка и после предварительной правки профиля. Для балансировки кругов применяют специальные приспособления. Наиболее распространены приспособления с двумя гладкими цилиндрическими валами или ножами и приспособления с вращающимися дисками. В первой конструкции необходимо устанавливать валы или ножи в строго горизонтальном положении и в одной плоскости. Во второй конструкции требуется постоянное наблюдение за легкостью и плавностью вращения и за параллельностью обоих пар дисков. Нарушение перечисленных указаний является частой причиной неточности балансировочных приспособлений, что отражается на качестве балансировки. В настоящее время получает распространение третья конструкция — приспособление со шпинделем на воздушной подушке (рис. 24). Это приспособление очень просто по конструкции и позволяет с большой точностью балансировать шлифовальный круг.
На основании 15 приспособления установлен корпус 7 с двумя соосно расположенными закаленными втулками 2 и 8. У каждой втулки имеется по три ряда сопловых отверстий, размещенных равномерно по три отверстия в каждом ряду и по три паза для выхода воздуха. Один торец втулки 2 закрыт герметичной крышкой 3, в которой также имеется сопловое отверстие. В корпусе 7 приспособления и крышке 3 установлены штуцера 4 и 16, через которые по трубке 5 и каналам на поверхности втулки 2 и 8 воз — 32
Дух проходит к сопловым отверстиям. Шлифовальный круг 12, установленный на фланец 11, закрепляется гайкой 13. Коническая часть шпинделя 6 доведена так, что при установке его во втулки приспособления обеспечивается зазор 0,01—0,015 мм на сторону. Торец шпинделя со стороны, обращенной к крышке, не имеет отверстий и центровых углублений и обработан с шероховатостью до Ra = 0,08 мкм.
При включении приспособления в воздушную систему цеха с давлением 4—6 кгс/см2 шпиндель с установленным на него кругом зависает на образующейся воздушной подушке, что сводит до минимума трение между шпинделем 6 и поверхностями приспособления. В корпусе 7 и шпинделе 6 предусмотрены отверстия, через которые проходит стержень 1. Этот стержень устанавливают в том случае, если необходимо, чтобы круг со шпинделем не вращался. Чтобы круг со шпинделем не выпадал из приспособления в процессе балансировки, ось корпуса приспособления расположена под некоторым углом.
Балансировка производится следующим образом. Шлифовальный круг собирают с фланцами. С фланцев снимают балансировочные грузы. Включают подачу воздуха в приспособление и с помощью стержня закрепляют шпиндель. Надевают круг с фланцами па конец шпинделя, закрепляют гайкой 14 и вынимают стержень 1. Дают кругу возможность качнуться. При этом более тяжелая его часть займет нижнее положение. На наиболее легкой части, занявшей верхнее положение, делают отметку. В том месте фланца, которое соответствует наиболее легкой части круга, устанавливают и закрепляют винтом 9 первый балансировочный груз 10. По обе стороны первого груза на одинаковом (сравнительно небольшом) расстоянии закрепляют еще два груза, которые равномерно передвигаются в соответствующую сторону до достижения окончательного уравновешивания круга. После предварительной правки и профилирования круга балансировку повторяют.
При установке абразивного круга между его торцами и торцами фланцев устанавливают прокладки из эластичного материала, например, картона или резины. Если круг настолько неуравновешен, закрепленный на фланце груз недостаточен для того, чтобы
его отбалансировать, массу кругов увеличивают установкой дополнительных грузов. Круги большого диаметра иногда исправляют следующим образом. Снимают кру г с фланцев и в наиболее легкой его части, при небольшой скорости шпинделя сверлильного станка старым отработанным сверлом высверливают несколько углублений и заливают пх свинцом. У исправленных таким способом кругов перед эксплуатацией необходимо вторично проверить механическую прочность на испытательном станке, где кругу сообщают скорость, на 50% превышающую рабочую. Если круг не удается отбалансировать, то его необходимо заменить.