Если нагрузка в контакте «зерно-СТМ» оказывается недостаточной для одноактного микроразрушения ее элементов, в действие вступает циклический характер микроразрушения СТМ и алмазных зерен.
В этом случае шлифование СТМ рассматриваем как усталостноциклическое микровыкрашивание в контакте «зерно-СТМ» и решается усталостно-циклическая контактная задача с использованием методики расчета, предложенной Н. В. Новиковым в работе [73].
При шлифовании таких хрупких материалов (СТМ) процесс резания может моделироваться как процесс трещинообразования, в котором напряженное состояние материала при раскалывании определяется особенностями возникновения и движения трещины разрушения [5, 20, 80]. Возможность усталостно-циклического разрушения СТМ впервые показана М. Ф. Семко [220] и подтверждена Н. В. Новиковым [73]. Монокристаллы сверхтвердых материалов и, в частности, синтетических алмазов можно отнести к материалам, находящимся в экстремально хрупком состоянии. Из-за особенностей структуры они не претерпевают при комнатной температуре пластических деформаций даже при напряжениях, близких к теоретической прочности. Однако, результаты исследования развития квазиравновесных трещин в монокристаллах природных алмазов при статическом индентировании, приведенных в работах [48, 50], а также при повторно-переменном индентиро — вании поверхности алмазного зерна [227] показали траекторию распространения поверхностной усталостной трещины. Процесс удаления поверхностного слоя взаимодействующих зерна и поликристалла как процесс циклического усталостного накопления повреждений можно трактовать как непрерывный процесс образования, слияния и роста микротрещин, переход в макротрещину, ее старт и разрушение поверхности с образованием лунки или кратера разрушения. При этом считается, что усталостное разрушение как процесс роста и старта микротрещины, характерно как для поликристалла, так и для алмазного зерна. Результаты этих исследований положены нами в основу разработки подсистемы усталостно-циклического разрушения элементов системы «зерно-СТМ», теоретического модуля экспертной системы процесса алмазного шлифования сверхтвердых материалов с комбинированным управлением параметрами рабочей поверхности круга [197].
Как было показано, интенсивность съема припуска реализуется в течение достаточно короткого промежутка времени, после чего производительность постепенно падает практически до нуля. Это связано с изменением топографии режущей поверхности круга, изменения субмикрорельефа режущих алмазных зерен и геометрических параметров их вершин, а также аналогичных изменений в поверхностном слое поликристаллов. По истечении времени взаимное разрушение микрообъемов в процессе одноциклового взаимодействия прекращается и ему на смену приходит физически иной процесс разрушения — усталостно-циклический.
Резюмируя изложенное, будем рассматривать процесс контактного взаимодействия алмазного зерна с обрабатываемым сверхтвердым поликристаллом как процесс взаимного поверхностного разрушения, возникающего при многократном (циклическом) их взаимодействии. Разрушение поверхностного слоя хрупкого материала (съем припуска) представим в виде совокупности определенного количества единичных актов разрушения, которые приводят к удалению части материала поверхности. При этом можно говорить о последовательном отделении фрагментов материала поверхностного слоя за счет местных разрушений. Физически это явление является следствием зарождения, роста и взаимодействия (пересечения) трещин под воздействием индентора с материалом поверхности.
Принимая за основу физическую природу описанного механизма разрушения, рассмотрим контактное взаимодействие поверхности поликристалла, моделируемого в виде полупространства, и затупившейся режущей части алмазного зерна в виде сферического индентора радиуса R. Задача формулируется следующим образом: при заданных технологических параметрах, физико-механических характеристиках алмазного зерна, материала поликристалла и связки шлифовального круга в рамках модели алмазного зерна и связки определить количество циклов контактного взаимодействия, приводящее к разрушению поверхности поликристалла (полупространства).
Для решения поставленной задачи примем следующие допущения:
• физически саморазрушение как процесс образования кратера и выноса фрагментов материала будем трактовать состоявшимся при констатации факта появления кольцевых, радиальных или иных трещин на поверхности;
• на данном этапе решения предполагается, что физико-механические свойства взаимодействующих объектов не зависят от скорости приложения нагрузки;
• влияние температурного фактора учитывать не будем.
Формулировка задачи с точки зрения механики циклического разрушения. Базируясь на основных положениях линейной механики разрушения, будем считать, что геометрия трещины определяется только одним параметром — длиной, а текущая интенсивность роста трещины характеризуется приращением длины за цикл или скоростью роста dl / dN. Для оценки начала местного контактного разрушения по числу циклов контакта СТМ в виде полупространства и алмазного зерна шлифовального круга на стадии роста трещины используется соотношение Пэриса [207]:
где В, m — экспериментальные постоянные;
AKi = Ki max — Ki min — размах КИН за один цикл нагружения;
Ki max, Ki min — максимальное и минимальное значения КИН;
N — число циклов нагружения;
AKth — пороговое значение КИН.
Последняя величина интерпретируется как минимальный размах КИН, требуемый для прорастания трещины. Смысл порогового значения AKth заключается в том, что не каждая начальная трещина будет расти и, следовательно, для существования ненулевой скорости dl / dN должно быть сформулировано некоторое критическое условие [207, 2i3]. Естественно, что верхней границей для Ki max должно быть критическое значение K/с. Значения величин B, m, AKth определяются экспериментально для каждого материала по методике, изложенной в п. 2.9.
Интегрирование уравнения (5.29) приводит к соотношению:
где lo — начальное значение трещины, достаточное для усталостного роста;
lc — длина трещины, соответствующая критическому значению коэффициента интенсивности напряжений Kc;
Nq — количество циклов нагружения до возникновения трещины длиной
lo.
Разрушение происходит в тот момент, когда длина трещины такова, что выполняется соотношение Ki max = Kic. Критическая длина трещины lc
определяет искомое число циклов до разрушения Nc = N (lc).
Применительно к условиям контактного взаимодействия поверхности СТМ, содержащей некоторый дефект в виде микротрещины, с алмазным
зерном шлифовального круга можно положить, что Ki min = 0 (нет контакта)
и AKi= Ki max Значение AKth для большинства материалов практически неизвестно, поэтому будем полагать заранее наличие микротрещины минимальной величины — lo и AKth = 0, N0 = 0. С учетом последнего выражение (5.29) примет вид:
к
Для определения значения max будем полагать, что рост трещины определяется максимальным значением КИН растягивающих напряжений —
K1. Трещина в пределах однократного нагружения развивается под углом а к своему первоначальному направлению вдоль площадки, на которой возникают максимальные растягивающие напряжения, и согласно [143] могут быть представлены в виде:
где Ki, K11 — коэффициенты интенсивности напряжений первого и второго рода;
k = K11 / K1.
С использованием решения Н. В. Новикова [73] для расчета развития трещины в алмазном зерне, напряженное состояние у вершины трещины в рассматриваемом клине определяется соотношением типов КИН — нормального раскрытия Кі и сдвига Кц:
p=J pv2+p2
где v v z.
Как следует из приведенных выражений (5.34) и (5.35), для вычисления Ki и Кіі, кроме значения Р, необходимо текущее значение l.
На основании тщательного обмера фрагментов системы бороздок (террас) на образцах зерен было установлено систематическое увеличение расстояния между бороздками по направлению, совпадающему с направлением результирующей силы Р. Данные о расстоянии между бороздками и другие линейные размеры зерна, полученные Н. В. Новиковым со стереопар, снятых при увеличении от 3000 до 8000, позволили определить текущую длину трещины и произвести расчет скорости её распространения (dl / dN мм/цикл) по числу циклов нагружения N.
При вычислении КИН Кі = ДК в выражения (5.34) и (5.35) вводились следующие значения, соответствующие линейным размерам зерна и текущим значениям длины трещины: Р = 3.86 Н, l = 0.04 мм, d = 0.18 мм, L = 0.09 мм, в = 35.7°, 2a = 70°.
На основании приведенных данных [73] проведен расчет усталостного разрушения, из которого следует, что скорость распространения трещины dl / dN (для двух характерных образцов разрушенных зерен алмаза АСК и
_4 —3
АСС) изменялась в диапазоне 2.5-10 до 5-10 мм/цикл, после чего наступала стадия квазистатического долома. Определение скорости на более ранней стадии развития разрушения не представлялось возможным из-за малого разрешения получаемого изображения поверхности излома при больших увеличениях.
Согласно критерию разрушения, выведенному Г. П. Черепановым [213], предельное состояние тела с трещиной при смешанном виде разрушения наступает, когда выполняется условие
f (K1,Kn) = Klc — Kfvin) = 0
где К1с — критической КИН при статическом нагружении; П = Кц / К1 (в рассматриваемом случае п = 139);
По аналогии с критерием (5.36) можно записать критерий распространения усталостной трещины при смешанном виде разрушения:
K1 fc — Kf, (л) > 0
то есть
K < t31fL=
1 f0 2.21
где Кус — критический КИН при циклическом нагружении (Кус < К1с)
Для дальнейших расчетов используем результаты расчетов 3D модели НДС системы «СТМ-зерно-связка», проведенные в предыдущем разделе, т. е. используем реальные значения напряжения в контакте «зерно-СТМ».
При проведении расчетов принимались следующие физические характеристики материалов: модуль упругости поликристалла (полупространства) и алмазного зерна принимался одинаковым и равным — 1.2-106 МПа; коэф
фициент Пуассона — 0.1; радиус закругления сферы — равнялся фокальному радиусу эллипсоида вращения, моделирующего алмазное зерно; критическое значение коэффициента интенсивности напряжений Кс изменялось от 3.5 до 10.3 МПа-м1/2 [126].
Для реализации поставленной задачи был разработан алгоритм и создано программное обеспечение в рамках пакета Delphi 3. Организация вычислений опирается на использование 4-х баз данных, включенных в подсистему: геометрических и физических свойств синтетических алмазов различных марок и зернистостей (GRAIN. dbf); механических и термических свойств СТМ (ALMAZ. dbf); алмазных шлифовальных кругов (KRUG. dbf); различных видов связок (металлической, керамической, органической) (SVIAZKA. dbf).
Многообразие возможной исходной информации требует наличия возможности большого количества комбинаций ее задания в программе. Основным же параметром решения задачи, т. е. ее конечной целью является определение критического значения длины трещины по достижению числа циклов разрушения. Этот параметр трактуется как глубина съема обрабатываемого материала и также несет ответственность за качество обработанной поверхности (шероховатость). Найденное число циклов нагружения определяет необходимое число контактов алмазного зерна с обрабатываемым материалом до разрушения при заданных технологических параметрах процесса, величине действующей на зерно нагрузки и начальном значении микротрещины. В процессе решения поставленной задачи используются такие величины, как нормальное давление; количество участвующих в работе зерен данной марки, концентрации и зернистости; усредненное значение силы, действующей в контакте алмазного зерна и СТМ, и т. п.
Разработанная на базе приведенных расчетов подсистема теоретического модуля экспертной системы позволяет без проведения дорогостоящих и трудоемких экспериментов количественно оценить производительность шлифования СТМ и шероховатость обработанной поверхности в случае реализации усталостно-циклического механизма разрушения алмазных зерен и СТМ.
Приняв глубину снимаемого (разрушенного) слоя СТМ равным длине критической трещины Ькр, с учетом рассчитанной величины фактической площади контакта в системе «СТМ-зерно», числа циклов нагружения до разрушения кристаллита и скорости круга, можно приближенно оценить величину производительности при условии усталостно-циклического разрушения Q:
где й? кр — диаметр круга, мм;
2
5ф — фактическая площадь контакта, мм ;
Nкр — частота вращения шлифовального круга, об/мин;
Dct]^ — диаметр СТМ, мм;
tps — относительная опорная площадь профиля РПК, %;
пц — число циклов нагружения до разрушения СТМ;
/кр — длина трещины разрушения, мкм;
К — коэффициент корректировки по данным эксперимента.
Для обеспечения уточнения результатов расчета введен корректирующий коэффициент К, равный отношению теоретических и экспериментальных результатов. Интерфейс программы теоретического модуля подсистемы экспертной системы процесса шлифования СТМ представлен на рис. 5.13.
Разработанная подсистема теоретического модуля экспертной системы позволяет количественно оценить производительность шлифования различных СТМ алмазными кругами, а также шероховатость обработанной поверхности. Естественно, что в силу принятых допущений и ограничений они не могут полностью совпадать с экспериментальными, однако теоретический модуль экспертной системы позволяет существенно ограничить область, в
которой находятся оптимальные условия шлифования, и тем самым сократить объем трудоемких и дорогостоящих экспериментальных исследований.
Разработана комплексная методология 3D моделирования напряженно-деформированного состояния (НДС) зоны шлифования, включающая экспериментальное изучение 3D топографии СТМ и РПК лазерным сканированием и теоретическое описание 3D топографии РПК. Исследована 3D модель напряженно-деформированного состояния системы «СТМ-зерно — связка», позволяющая анализировать поведение системы как единого целого в зависимости от режимов шлифования — скорости, поперечной подачи, нормального давления и характеристики кругов (зернистость, концентрация, марка зерен и связки), уровня приспосабливаемости системы (износа круга).
На основе 3D моделирования напряженно-деформированного состояния системы «обрабатываемый сверхтвердый материал-зерно-связка» предложена научно-обоснованная системная классификация механизмов разрушения ее элементов. Систематика включает в себя типы взаимодействия элементов и виды их разрушения. Деление на типы взаимодействия определяется наличием или отсутствием контактирования связки алмазного инструмента с обрабатываемым материалом. При рассмотрении разрушения элементов системы выделено 20 основных видов, определяемых типом взаимодействия. Анализ механизмов разрушения позволил выявить и обосновать положение о необходимости и возможности управления приспосабливаемо — стью в процессе шлифования.
На базе 3D моделирования напряженно-деформированного состояния системы установлено, что для повышения точности теоретических расчетов процессов разрушения элементов системы «обрабатываемый сверхтвердый материал — зерно», следует использовать не усредненные физикомеханические характеристики, а наиболее «неблагоприятные» их значения, обусловленные анизотропией. Например, меньшую микротвердость и модуль упругости, энергию разрушения, трещиностойкость, высокую износостойкость и т. д.
Расчет 3D напряженно-деформированного состояния (НДС) системы «СТМ-зерно-связка» позволяет определять величину упругого деформирования (вдавливания) зерен в связку А и критическую величину их заделки в зависимости от ее физико-механических свойств. Величину А следует учи-
тывать при расчете удельной фактической площади контакта «СТМ — зерно». Анализ влияния схемы шлифования на 3D НДС системы «зерно-СТМ» показывает, что предварительную высокопроизводительную обработку целесообразно проводить шлифованием периферией круга, а прецизионную (доводочную) — плоским торцевым.
Шероховатость обработанной поверхности СТМ зависит от зернистости, концентрации и нормального давления, но не за счет величины параметров среза, а через величину пятен контакта, удельных контактных давлений и критической длины трещины разрушения. Определяющее влияние на интенсивность взаимного разрушения элементов системы «СТМ-зерно» оказывает состояние субмикроструктуры (микропоры, микротрещины, включения) исходного состояния материала заготовки.
В отличие от шлифования других труднообрабатываемых материалов, при обработке СТМ прочность обрабатываемого и инструментального материалов, наряду с твердостью, играет определяющую роль в характере и интенсивности процессов микроразрушения. Так, производительность шлифования СТМ с увеличением коэффициента трещиностойкости КIc от 4 до 1/2
10 МПа-м уменьшается в 5 раз.
В условиях, когда контактируют равнотвердые материалы (СТМ и алмазные зерна) и величина упругого внедрения зерен в СТМ на порядок меньше их упругого заглубления в связку, даже незначительное увеличение модуля упругости связки обеспечивает существенное увеличение уровня напряжений в контакте «зерно-СТМ» и, как следствие, интенсивность его разрушения. Установлена существенная роль модуля упругости металлической связки в повышении эффективности взаимного микроразрушения элементов системы «СТМ-зерно-связка» за счет: увеличения силы соударения в контакте «зерно-СТМ» (в зоне шлифования) и «зерно круга-зерно ударника» (в зоне управления); повышения прочности алмазоудержания; большей вероятности обработки «мягких» граней кристаллитов СТМ, что обеспечивает повышение производительности шлифования и сокращение удельного расхода алмазов. Отсюда вытекает необходимость подбора оптимального сочетания пар «марка СТМ-марка зерна» для интенсификации требуемого вида при — спосабливаемости, поскольку удельный износ (соотношение объемов разрушенных зерен и объема СТМ) отличается от удельного расхода для различных материалов в 20-30 раз. Чем выше модуль упругости связки, тем большая часть подводимой в зону шлифования энергии перераспределяется в обрабатываемый поликристалл и алмазное зерно, тем большая вероятность их разрушения, тем выше производительность обработки.
Теоретически обосновано и экспериментально доказано, что можно минимизировать брак из-за растрескивания обрабатываемой поверхности СТМ за счет перераспределения подводимой в зону шлифования энергии между элементами системы, т. е. управляя уровнем энергетической приспо- сабливаемости.