Ранее установлено, что аномально высокая интенсивность потери режущих свойств алмазными кругами на металлических связках зависит от резкого уменьшения высоты выступания алмазных зерен [34, 35, 173]. Наши исследования показали, что определяющим параметром топографической приспосабливаемости системы РПК-СТМ является не высота зерен, а относительная величина фактической площади контакта ее элементов.
В основе топографической приспосабливаемости лежит интенсивный износ алмазных кругов и уменьшение развитости субмикрорельефа обрабатываемой поверхности СТМ. Исходная (после вскрытия) поверхность шлифовального алмазного круга обладает комплексом физико-механических, геометрических, микро — и субмикрогеометрических свойств, которые определяют его потенциальную работоспособность, экономичность и качество обработки. В процессе шлифования взаимодействующие поверхности РПК и СТМ подвергаются воздействию значительных сил, высокой температуры, интенсивного трения и физико-химических явлений. Происходит изменение рельефа режущей поверхности круга и СТМ, изменение их свойств. Таким образом, макро и микропрофиль круга и СТМ, субмикрорельеф режущих зерен и геометрические параметры их вершин, физико-механические свойства абразивного материала являются функцией условий и продолжительности шлифования.
Проведенные ранее исследования [38, 173], показали, что на первом этапе шлифования (вновь вскрытым кругом) преимущественную роль играет топографическая приспосабливаемость, особенно рабочей поверхности алмазных зерен (микротопография) и режущего рельефа круга (макрогеометрия). В этот период топография дискретной алмазной рабочей поверхности круга в процессе высокоскоростного контактного взаимодействия с поверхностью обрабатываемого СТМ стремится перестроиться в поверхность, позволяющую уменьшить энергонапряженность процесса. При этом происходит интенсивная трансформация топографических показателей, как поверхности отдельных алмазных зерен, так и всех основных 3D параметров рабочей поверхности круга.
На этом этапе субмикрокромки алмазных зерен трансформируются в площадки износа и существенно изменяется характер зависимости величины
относительной опорной площади топографии рабочей поверхности круга tps (рис. 4.8). Анализ показывает, что главной причиной аномально быстрой потери режущих свойств алмазных кругов при обработке СТМ является интенсивное изменение субмикрорельефа алмазных зерен. Динамика изменения величин пятен контакта в системе «зерно-СТМ» такова, что за 1-2 минуты шлифования величина площади фактического контакта зерна с СТМ возрастает (при неизменных условиях шлифования) с 0.000837 до 15 мкм [26, 35, 44], т. е. более чем в 15 тысяч раз. Такое интенсивное изменение микротопографии алмазных зерен приводит к резкому уменьшению сосредоточенности прилагаемых нагрузок, снижению напряженного состояния в локальных объемах кристаллитов СТМ, прилегающих к пятну контакта и, как следствие, прекращению механического микроразрушения припуска. Даже незначительное число площадок износа на алмазных зернах существенно уменьшает величину напряжений в контакте «РПК-СТМ» (см. рис. 4.6).
Perthen |
POLlTECHHIKft Р02НАН5КЙ I. T.H. |
гпКТ* НІЛпьПт J kkIkj HO.: |
2AKLA0 HETROLOGII |
НЙІЧЕ: FEDGROUICH |
|
LT 2-І 7.500 ПН |
I |
|
LH 2.508 ИИ |
SYSTEHOU POHIAROUYCH |
KEAS. HO.: 1 |
UB 250.0 YH |
UL. PIOTROUO 3 |
T9 FOCODYH 250 -17 |
2.580 0) 0.00 0 >-29.95 0 >-39.47 0>-44.78 0>-48.37 0>-50.77 0)-53.2б 0>-56.03 0 >-59.62 В>-65.02 |
perthoMter bUK Ь. dd |
а
В этот период процесс алмазного шлифования трансформируется в процесс трения двух равнотвердых алмазных структур. Топографическая приспосабливаемость практически закончена, энергетические затраты на процесс шлифования сводятся к минимуму, однако удельная энергоемкость процесса съема возрастает (см. рис. 4.7). Наличие незначительного съема объясняется ролью термоактивируемых процессов — окисления, графитиза — ции и диффузии.
Установлено, что исследуемые нами параметры макротопографии круга в первые минуты шлифования претерпевают существенные изменения (см. табл. 4.5). Так, за две минуты шлифования количество зерен с развитой микротопографией уменьшается с 96 % до 12 %, число зерен с площадками износа увеличивается от 4 % до 69 %, 19 % зерен выпали из связки. Относительная опорная площадь топографии РПК на уровне Р = 5 мкм достигает через 2 минуты шлифования 18 % (см. рис. 4.8). Из приведенного анализа можно сделать вывод, что для высокопроизводительных процессов алмазного шлифования следует главное внимание уделить управлению микро — и макротопографической приспосабливаемостью рабочей поверхности круга.
Можно предположить (доказано в гл. 7), что на различных этапах шлифования приспосабливаемость может играть различную роль. Управляя степенью интенсивности приспосабливаемости можно один и тот же процесс алмазного шлифования трансформировать из высокопроизводительного в прецизионный и наоборот.
Интенсивное изменение всех выходных показателей связано, прежде всего, с увеличением фактической площади контакта РПК-СТМ не только за счет износа зерен и образования на них площадок износа, но и за счет сглаживания шероховатости обработанной поверхности. Важнейшим показателем при этом является относительная опорная площадь топографии РПК
tpsPnK и обрабатываемого СТМ tpsCTM. Увеличение tpsPnK и tpsCTM приводит к росту фактической площади контакта в системе «РПК-СТМ» и, как следствие, уменьшению величины давлений в контакте.
Таким образом, топографическая приспосабливаемость в системе РПК-СТМ содержит существенные резервы повышения эффективности алмазного шлифования СТМ. Она в большой степени определяет и структурно-фазовые аспекты приспосабливаемости.