Принципиальная особенность процесса алмазного шлифования сверхтвердых материалов (СТМ) заключается в том, что контактируют равнотвердые материалы с предельно высокими значениями твердости и энергии меж
атомной связи, обладающие существенной анизотропией физикомеханических свойств, присущей алмазным структурам, при этом один из них (алмазные зерна) находится в упругой среде (металлической связке). В исходном состоянии одна из поверхностей (СТМ) квазисплошная, другая — рабочая поверхность круга — дискретная, параметры которой определяются количеством, размерами и состоянием алмазных зерен.
Эффективность любого процесса абразивной обработки определяется уровнем приспосабливаемости взаимодействующих поверхностей и возможностями изменения этого уровня за счет выбора условий шлифования (режимы обработки, введение в зону шлифования дополнительной энергии или ПАВ и т. д.). При традиционном алмазном шлифовании СТМ кругами на металлических связках процесс приспосабливаемости реализуется аномально быстро (1 -2 минуты) [173]. Пути повышения эффективности данного процесса, в конечном счете, сводятся к регулированию интенсивности процесса приспосабливаемости, так как она определяет и производительность обработки, и ее качество, и интенсивность износа рабочей поверхности инструмента.
В отличие от классической теории резания в случае шлифования СТМ нет 1.5-2 кратного превышения твердости инструментального материала над обрабатываемым, нет внедрения алмазных зерен в обрабатываемый СТМ, нет четкого понятия толщины среза, а взаимодействующие материалы к тому же имеют предельную в природе твердость, присущую алмазным структурам. Эффективность процесса будет определяться характером и интенсивностью взаимного разрушения элементов системы «СТМ-зерно-связка» [173].
По мнению Б. И. Костецкого [89, 90, 92] разработка теории поверхностной прочности и разрушения тесно связана с развитием представлений об универсальном явлении — структурной приспосабливаемости материалов при контактном нагружении и ее инверсии, открытого в результате большого комплекса исследований и обобщения опыта промышленности. Это фундаментальное явление обусловлено энергетической целесообразностью перестройки исходной структуры поверхностных слоев материалов в устойчивую форму, энергетически наиболее выгодную для данных условий нагру
жения [74, 90, 92] При этом энергетические затраты на трение минимизируются, а удельная энергоемкость разрушения (износа) единицы объема материала поверхностного слоя достигают максимума. Перестройка структуры материала поверхностного слоя осуществляется путем перехода к ультрадисперсному тонкопленочному высокопрочному и устойчивому по отношению к физико-химическим воздействиям состоянию [74, 92]. Формируется особая топография поверхности с ультрамалыми размерами субмикронеровностей. Независимо от исходного рельефа, микрогеометрия приработанной поверхности оптимизируется, при одинаковых условиях устанавливается одинаковая (равновесная) шероховатость. Б. И. Костецкий подчеркивает [89], что устойчивое динамическое состояние износостойкости и антифрик — ционности (фрикционности) реализуются только при условии динамического равновесия и саморегулирования составляющих процессов и соблюдения общих энергетических соотношений:
(4.1)
A
— = max, И
где А Е — изменение поглощенной энергии;
А — работа сил трения;
V — объем материала;
И — величина износа.
Именно в этом случае вторичные структуры, возникающие в процессе структурной приспосабливаемости, концентрируют в себе всю запасенную энергию и тем самым экранируют основной материал твердых тел от механических воздействий (в нашем случае, это может быть графит, выполняющий роль твердой смазки), что и является причиной их максимальной прочности.
Таким образом, обобщая и развивая положение Б. И. Костецкого, понятие приспосабливаемости нами сформулировано как способность технической системы «СТМ-зерно-связка» приобретать в процессе эволюции свойства, обеспечивающие стабильность ее функционирования, которые обычно характеризуются минимумом энергетических затрат. Приспосабли-
ваемость — способность к самоорганизации технической системы в процессе функционирования. Она реализуется при изменении свойств элементов системы или окружающей среды. Применительно к предметной области алмазно-абразивной обработки СТМ критерием самоорганизации может служить минимизация энергозатрат функционирования системы.
В качестве основных аспектов приспосабливаемости рассмотрены такие ее составляющие: топографическая, структурно-фазовая и энергетическая.
Топографическая приспосабливаемость включает аспекты изменения геометрических характеристик (параметров) поверхностей элементов системы «РПК-СТМ». В этом случае теоретически и экспериментально исследовали изменения 3D параметров топографии рабочей поверхности круга (РПК) и СТМ и их влияние на эффективность алмазного шлифования.
Структурно-фазовая приспосабливаемость включает аспекты, связанные с образованием мелкодисперсных вторичных структур, изменением физико-механических свойств поверхностных слоев контактирующих элементов. Рассмотрены элементы структурно-фазовой приспосабливаемости, обуслоленные: 1) анизотропией (микроанизотропией) свойств кристаллитов СТМ и алмазных зерен, проявляющейся в различной интенсивности износа «твердых» и «мягких» граней, и способствующей изменению их в контакте (исходная и эволюционная анизотропия); 2) миграцией металлофазы к зоне контакта, вызванной существенным различием коэффициентов термического расширения алмаза и металлофазы; 3) элементами анизотропной графитиза — ции и окисления алмазных структур СТМ и зерен.
Энергетическая приспосабливаемость — отражает энергетические аспекты эволюции свойств системы с точки зрения минимизации энергии разрушения. Косвенно характеризуется силами резания, мощностью и удельной энергоемкостью шлифования. Энергетическая приспосабливаемость характеризуется также перераспределением подводимой в зону шлифования энергии между элементами системы «СТМ-зерно-связка» (см. гл. 5).
В области технических приложений приспосабливаемость позволяет решать две группы задач: обеспечение надежности и долговечности узлов трения при эксплуатации машин и разработку эффективных технологических процессов абразивной обработки. Использование рассматриваемого явления в направлении интенсификации поверхностного разрушения (финишная абразивная обработка) Б. И. Костецкий [74] назвал инверсией структурной приспосабливаемости, которая, по его мнению, может быть достигнута путем введения в зону шлифования поверхностно-активных веществ (ПАВ), либо изменением динамики нагружения. При этом поверхность инструмента должна находиться в условиях структурной приспосабливаемости. Поскольку при алмазном шлифовании СТМ применение ПАВ не может существенно влиять на процесс диспергирования припуска, управляющим фактором может быть изменение динамики нагружения системы «РПК-СТМ».
В отличие от тезиса Б. И. Костецкого [74] об инверсии финишной абразивной обработки в основном за счет воздействия на обрабатываемый материал нами в качестве основного объекта управления выбрана рабочая поверхность круга. Однако перспективным представляется управление процессом приспосабливаемости и за счет воздействия на обрабатываемую поверхность СТМ путем изменения условий динамического воздействия энергии ультразвука и использовании анизотропии свойств кристаллитов СТМ, влияя тем самым на изменение характера взаимодействия элементов системы «РПК-СТМ».
Введение энергии ультразвуковых колебаний в зону шлифования и в зону управления использовано при разработке способов управления процессом приспосабливаемости (см. гл. 7).