Смазки, используемые для защиты обработанных. деталей от коррозии (ржавления)

Несмазанные рабочие поверхности корродируют и вызывают большое трение. В результате этого сопрягаемые поверхности нагреваются, уменьшается производительность доводочных стан­ков, а рабочие поверхности обработанных деталей приходят в не­годность.

Для защиты рабочих поверхностей станков, приспособлений, инструментов, а также обработанных деталей при их хранении применяют смазки. Смазка покрывает поверхность металла тон­кой пленкой. Благодаря молекулярному сцеплению с металлом пленка не вытесняется в процессе работы высоким давлением и, таким образом, предотвращает сухое трение (металл о металл), заменяя его трением смазки. В результате этого коэффициент тре­ния уменьшается в несколько раз по сравнению с трением без смазки, вследствие чего уменьшается износ трущихся поверхно­стей. Кроме того, поверхности защищены от коррозии.

Смазка должна удовлетворять следующим требованиям:

не высыхать и не испаряться;

иметь такую вязкость, чтобы удерживаться на поверхности и не затруднять движения;

иметь температуру вспышки как можно выше, а температуру замерзания как можно ниже;

не содержать примесей, вызывающих коррозию.

В зависимости от происхождения смазки разделяются на ми­неральные, растительные и животные.

Минеральные масла получают из нефти и каменного угля. Эти масла имеют различную вязкость (от самых жидких до самых густых), различную температуру вспышки и замерзания, поэтому их применяют в механизмах, работающих в различных ус­ловиях. Они дешевы и экономичны, вследствие чего широко при­меняются в народном хозяйстве.

К минеральным маслам относятся: вазелиновое, веретенное, машинное, цилиндровое, авиационное. В эту группу входят также твердые смазки, состоящие из минеральных масел, церезина, па­рафина, канифоли с добавками мыла или щелочи. К твердым ми­неральным смазкам относятся технический вазелин, ружейное, пу­шечное, снарядное масло, антикоррозийная смазка для доведен­ных и полированных поверхностей и др.

Вазелиновое масло имеет невысокие вязкость и темпе­ратуру вспышки. Оно используется для смазки приспособлений, контрольно-измерительных приборов.

Веретенное масло имеет среднюю вязкость и высокую температуру вспышки. Оно применяется для смазки доводочных станков и электродвигателей, а также для непродолжительной за­щиты деталей от коррозии на промежуточных стадиях механичес­кой обработки.

Машинное масло выпускается нескольких марок (А, Л, С, СУ). Вязкость машинного масла по сравнению с веретенным более высокая, температура вспышки колеблется от 180 до 200° С, а температура замерзания —17° С. Оно применяется для смазки притирочных и доводочных станков и приспособлений, а также в качестве смазочно-охлаждающей жидкости.

Цилиндровое масло используется для смазки механиз­мов, работающих с высокой нагрузкой, а также в качестве защит­ной смазки для непродолжительного хранения деталей на складах.

Авиационное масло в основном применяется для смаз­ки авиационных двигателей и авиационных агрегатов. Оно харак­теризуется высокой температурой вспышки и низкой температурой замерзания.

К растительным маслам относятся хлопковое, касто­ровое, льняное и репейное.

К животным маслам относятся рыбий, тюлений и кито­вый жир, сало различных животных.

Контрольные вопросы

1. Перечислите технологические материалы для доводочно-притирочных работ.

2. Назовите основные составляющие абразивно-доводочного материала.

3. Что такое «абразивы»?

4. Какими способами получают абразивные микропорошки?

5. Какие природные материалы используются для приготовления абразивно­доводочных материалов?

6. Какие добавки применяются для приготовления абразивно-доводочных материалов?

7. Какие вы знаете абразивно-доводочные материалы и какие факторы опре­деляют их выбор?

8. Какие смазочно-охлаждающие жидкости использует доводчик?

Updated: 05.04.2016 — 19:56