Системой допусков называется закономерно построенная совокупность рядов допусков и посадок, применяемых в машиностроении. Система допусков подразделяется:
по основанию системы — на систему отверстия и систему вала; по величине допусков — на несколько классов точности; по величине зазоров или натягов — на ряд посадок.
Система отверстия характеризуется тем, что у нее за основу принято отверстие в детали, причем предельные отклонения отверстия остаются постоянными для данного номинального диаметра и класса точности, а различные посадки осуществляются за счет изменения предельных отклонений валов (рис. 11, а).
Рис. 11. Графическое изображение лосадок: а — в системе отверстия, б — в системе вала |
Система вала характеризуется тем, что в ней основной деталью является вал, причем предельные отклонения вала остаются постоянными для данного номинального диаметра и класса точности, а различные посадки осуществляются за счет изменения предельных отклонений отверстий (рис. 11, б). На рисунке видно, при каких посадках получается зазор и при каких — натяг.
Та или иная система выбирается по соображениям технологического и экономического характера.
Система отверстия имеет большее распространение, чем система вала. Преимуществом системы отверстия является меньшая потребность в дорогостоящем инструменте (калибры, развертки, протяжки, зенкеры, притиры), так как для всех посадок одного и того же класса и номинального размера предельные размеры отверстия в этой системе остаются постоянными.