Система допусков

Системой допусков называется закономерно построенная совокупность рядов допусков и посадок, применяемых в машино­строении. Система допусков подразделяется:

по основанию системы — на систему отверстия и систему вала; по величине допусков — на несколько классов точности; по величине зазоров или натягов — на ряд посадок.

Система отверстия характеризуется тем, что у нее за основу принято отверстие в детали, причем предельные отклонения отверстия остаются постоянными для данного номинального диа­метра и класса точности, а различные посадки осуществляются за счет изменения предельных отклонений валов (рис. 11, а).

Рис. 11. Графическое изображение лосадок: а — в системе отверстия, б — в системе вала

Система вала характеризуется тем, что в ней основной де­талью является вал, причем предельные отклонения вала остаются постоянными для данного номинального диаметра и класса точно­сти, а различные посадки осуществляются за счет изменения пре­дельных отклонений отверстий (рис. 11, б). На рисунке видно, при каких посадках получается зазор и при каких — натяг.

Та или иная система выбирается по соображениям технологиче­ского и экономического характера.

Система отверстия имеет большее распространение, чем система вала. Преимуществом системы отверстия является меньшая потреб­ность в дорогостоящем инструменте (калибры, развертки, протяж­ки, зенкеры, притиры), так как для всех посадок одного и того же класса и номинального размера предельные размеры отверстия в этой системе остаются постоянными.

Updated: 05.04.2016 — 19:56