Посадки и классы точности

Машины, приборы и механизмы состоят из деталей, которые со­бираются в узлы. Две детали, соединенные одна с другой, назы­ваются сопряженными, причем одна из сопрягаемых деталей охва­тывает другую.

Наиболее характерной охватывающей поверхностью является отверстие, а охватываемой — вал. Названия «отверстие» и «вал» условно приняты и для других нецилиндрических поверхностей. Со­пряженные детали имеют один и тот же номинальный размер сое­динения.

Соединение деталей друг с другом может быть произведено по-разному. В одном случае соединяемые детали должны переме­щаться (вращаться) с большой скоростью одна относительно дру­гой (вал в подшипнике), в другом случае одна деталь должна медленно скользить относительно другой (камень кулисного меха­низма в кулисе), в третьем случае детали должны быть неподвижны (заглушки в корпусе гидравлического агрегата).

В подвижном соединении имеется зазор, а в неподвижном — на — гяг. Зазором называется положительная разность между раз­мерами отверстия и вала (размер отверстия больше размера вала), создающая свободу их относительно движения (рис. 10, а).

Натягом называется положительная разность между разме­
рами вала и отверстия до сборки (размер вала больше размера от­верстия), создающая после сборки неподвижное соединение (рис. 10, б).

Посадкой называется характер соединения деталей, опреде­ляемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. По­садка характеризует большую или меньшую свободу относительно

перемещения соединяемых дета­лей или степень сопротивления их взаимному смещению.

В машиностроении приме­няется ряд посадок, при которых соединение получается с боль­шим натягом, чем достигается высокая прочность соединения, и посадок, при которых вал вра­щается в отверстии совершенно свободно.

Стандартом на допуски и по­садки (ГОСТ 7713—62) предус­мотрены 16 основных посадок, подразделяющихся на три группы: посадки с натягом, посадки пе­реходные, посадки с зазором (табл. 1).

Характерным признаком посадки с натягом является наличие в соединении гарантированного натяга, а для посадки с зазором — наличие в соединении гарантированного зазора.

Таблица 1

Условное обозначение посадок

Вия посадок

Наименование посаток

Обозначение посадок на черте­жах

Неподвижные с гаран-

Прессовая третья

ПрЗ

тированным натягом

» вторая

Пр2

» первая

Пр1

Горячая

1 Р

Прессовая

Пр

Легкопрессовая

Пл

Переходные (натяг или

Глухая

Г

зазор)

Тугая

т

Напряженная

н

Плотная

п

Подвижные с гаранти-

Скользящая

с

рованным зазором

Движения

л

Ходовая

• X

Легкоходовая

л

Широкоходовая

ш

Тепловая ходовая

тх

Группа переходных посадок является промежуточной между первой и третьей группами. При этом типе посадки в соединении в зависимости от действительных размеров соединяемых деталей мо­жет получаться или зазор или натяг. В соответствии с требования­ми ГОСТ каждой посадке дано название и соответствующее обоз­начение.

Стандартом на допуски и посадки установлены следующие классы точности посадок в порядке убывания точности: 1, 2, 2а, 3, За, 4 и 5 (табл. 2).

Классы точности. В зависимости от условий, в которых работает та или иная деталь, к ней предъявляются различные тре­бования по точности. Стандартом установлен ряд степеней точности обработки деталей, называемых классами точности. Класс точности характеризуется величиной допуска.

Государственные стандарты устанавливают для размеров от 0,1 до 1, от 1 до 500 мм 10 классов точности (1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, 8Г 9) —ОСТ 1010, а для размеров от 500 до 10000 мм—12 классов точности (1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11) — ГОСТ 2689—54. 6-й класс точности для указанных размеров отсутствует, 2а и За классы точности являются дополнительными. Самым высоким классом точ­ности является 1-й класс, а самым грубым— 11-й класс.

Для деталей с одним и тем же номинальным размером при грубом классе точности допуск больше, и, наоборот, чем точнее класс, тем меньше допуск. При малых допусках обработать деталь сложнее и дороже, поэтому конструктор, выбирая классы точности, учитывает, в каких условиях должна работать деталь.

Точность деталей одного и того же назначения дорожной или. строительной машины (например, вала) всегда ниже по сравнению с деталями самолета или ракеты.

От класса точности зависит стабильность (постоянство) зазора и натяга: чем меньше номер класса, тем меньше допуск. Например, допуски на отверстие диаметром 18—30 мм для различных классов точности равны:

Класс точности… 1 2 2а 3 За 4 5

Допуск, мк……………………………. 13 23 33 45 84 140 280

С увеличением размера сопрягаемых поверхностей величина до­пуска увеличивается. Величины допуска в зависимости от размера для 2-го класса точности (обычно называют основным классом) приведены в табл. 3.

Таблица 3

Величины допуска в зависимости от размера детали (2-й класс точности ОСТ 1012)

Диаметр отверстия, мм

7

о

х

о

ОС

т

о

О

1

X

їй

1

о

О

7

о

ю

о

см

7

с:

X

о

СО

7

о

180-260

О

7

о

о

о

Величина допуска, мк……………………………

10

13

16

19

23

27

30

35

40

45

50

60

Updated: 05.04.2016 — 19:56