Режимы наплавки

Качество наплавленного металла зависит от выбора режима процесса. При выборе режимов наплавки в качестве исходных дан­ных принимаются: форма и размеры восстанавливаемой поверхнос­ти; величина износа; твердость наплавленной детали. Режим наплав­ки характеризуется следующими параметрами:

— маркой проволоки и флюса;

— величиной сварочного тока /св, А;

— напряжением U источника питания, В;

— диаметром наплавочной проволоки d9 мм;

— скоростью наплавки Кн, м/ч;

— скоростью подачи проволоки Кэ, м/ч;

— шагом наплавки 5Н, мм/об детали;

— величиной вылета Я и смещения а электрода, мм;

— углом наклона электрода.

варочный ток и напряжение источника питания выбирают по эмпирическим формулам

Применение высокой плотности тока (А/мм2) приводит к повы­шению тепловыделения в деталь, что сопровождается увеличением объема жидкого металла ванны и глубины проплавления (рис. 3.6). С увеличением силы тока глубина проплавления hj и высота валика h возрастают, а ширина шва изменяется незначительно. Увеличение проплавления ведет к возрастанию доли металла подложки в наплав­ленном металле, а следовательно, к уменьшению в нем концентра­ции легирующих элементов. Поэтому величина тока должна быть минимальной, но обеспечивающей устойчивое горение дуги.

Напряжение с учетом стабильности горения дуги принимается

25.. .30 В. Увеличение напряжения дуги приводит к некоторому умень­шению глубины проплавления и резкому увеличению ширины наплавлен­ного валика (рис. 3.7, а). Скорость наплавки (скорость перемещения дуги) обусловливается шириной, высотой валиков и глубиной проплавления (рис. 3.7, 6 и рис. 3.8) и может быть определена по формуле

/і, мм

у— плотность металла шва, г/см3; h — толщина слоя наплавки, мм.

Подпись:Коэффициент наплавки Кн можно определить по формуле

Подпись: S - 7736 Подпись: Рис. 3.8. Зависимость высоты валика h, глубины проплавления Л и формы валика от скорости наплавки

При скорости наплавки мень­ше 20 м/ч на единицу длины наплавляется относительно много металла. Высокий уровень жидко­го металла в ванне сварочной дуги, вследствие низкой теплопровод­ности, препятствует проплавле­нию на большую глубину (рис. 3.8). При относительно неболь­шом проплавлении формируется широкий валик. При скорости меньше 1 м/ч основной металл не

проплавляется. Повышение скорости наплавки в диапазоне 20…50 м/ч не дает увеличения глубины проплавления, но уменьшение количества расплавленного металла на единицу длины вызывает уменьшение ши­рины валика. При скорости 70 м/ч и более уменьшается глубина про­плавления и ширина валика, наблюдается несплавление.

Толщину наплавленного слоя h (мм) определяют по формуле

Л = 8и+8п+8ч+5о’

где 5И — толщина изношенного слоя поверхности, мм;

6П — припуск на механическую обработку перед операцией восстановления, мм; 5Ч — припуск на черновую обработку после наплавки, мм;

50 — припуск на чистовую обработку наплавленного слоя, мм.

В табл. 3.1 приведены ориентировочные значения припусков на обработку после нанесения покрытия.

Таблица 3.1

Значения припусков (мм) на механическую обработку

Диаметр детали, мм

Токарная обработка с

последующим шлифованием

Обработка только шли­фованием

Токарная обработка

Шлифование

Всего

25

0,40

0,20

0,60

0,30

25…50

0,50

0,20

0,70

0,35

50…75

0,55

0,20

0,75

0,35

75…100

0,65

0,25

0,90

0,40

100.. Л 25

0,75 ;

0,25

1,0

0,40

125..Л50

0,80

0,30

1,10

0,45

150…200

0,95

0,40

1,35

0,50

200…300

1,10

0,50

1,60

0,70

300…500

1,25

0,60

1,85

0,85

При вибродуговой наплавке можно ограничиться только шли­фованием, а при электродуговой под флюсом шлифованию обычно предшествует токарная обработка.

Скорость подачи наплавочной проволоки определяется возмож­ностью ее полного расплавления и рассчитывается по формуле

Увеличение вылета электрода, т. е. длины участка наплавочной проволоки, находящегося под током, повышает электрическое со­

противление цепи, что приводит к росту коэффициента расплавле­ния, снижению сварочного тока наплавки, а следовательно, глуби­ны проплавления. Чрезмерное увеличение вылета ухудшает геомет­рию наплавленных валиков, поэтому ориентировочно

Я = (10…12)<*.

Угол наклона электрода может составлять 0…80.

Большое значение при наплавке тел вращения по винтовой ли­нии имеет правильный выбор смещения электрода с зенита, т. е. рас­стояния от зенита наплавляемой поверхности до оси электрода. Форма сечения наплавленного валика зависит от того, как урав­

Подпись:новешиваются давление дуги и гидростатическое давление жидкой ванны. При смещении электрода (іа) с зенита в сто­рону, противоположную вра­щению детали (рис. 3.9, а), уровень жидкого металла в кратере повышается, гидро­статическое давление жидкой ванны вытесняет дугу. При этом глубина проплавления поверхности уменьшается, ширина наплавленного вали­ка увеличивается, форма его более благоприятна. Смеще­ние в сторону вращения дета­ли (рис. 3.9, в) приводит к по­нижению уровня жидкого ме­талла в кратере. Глубина проплавления растет. Форми­руется узкий валик, что может привести к стеканию металла и дефектам. Величина смеще­ния электрода определяется из зависимости а = (0,05…0,07)/), где D — диаметр детали, мм.

При наплавке деталей диаметром от 40 до 110 мм смещение с зе­нита устанавливают в пределах 5…14 мм. Шаг наплавки определя­ется перекрытием валиков и влияет на волнистость наплавленного металла. Его принимают равным

5н =(2…2,5)</.

Процессы наплавки под слоем флюса совершенствуются в направ­лении оптимизации режимов, выбора оборудования и наплавочных материалов. Ориентировочные значения параметров режима наплав­ки приведены в табл. 3.2.

Таблица 3,2

Режимы электродуго вой наплавки под слоем флюса

Диаметры, мм

Сила тока, А

Напряже­ние, В

Скорость подачи про­волоки, м/мин

Шаг

наплавки,

мм/об

детали

Скорость

наплавки,

м/ч

дета­ли D

наплавочной

проволоки

d

60

1,2…1,6

ПО…150

20…22

1,35…1,6

3…4

14…18

90

1,6…1,8

150…180

22…24

1,6…2,3

3…4

16…20

120

1,8…2

180…220

22…24

2…2,5

4…5

20…24

160

1,8…2

200…240

2S…28

2…2,5

4…5

24…28

200

2…2,5

220…260

25…30

2…3

4…5

28…30

240

2…3

260…300

28…32

3…4

4…5

28..30

Оценивая наплавку деталей под флюсом, следует отметить ее до­стоинства:

— высокую производительность процесса за счет применения боль­ших плотностей тока;

— снижение расхода электроэнергии (отсутствие потерь на излу­чение света и теплоты) и электродного металла;

— получение большой толщины слоя; небольшие припуски на по­следующую обработку;

— возможность легирования наплавленного металла; высокий ко­эффициент наплавки.

К недостаткам следует отнести:

— невозможность наплавки деталей диаметром менее 40 мм;

— затруднение в удалении шлаковой корки; наличие в наплавлен­ном металле пор, раковин, трещин, шлаковых включений;

— неоднородность структуры наплавленного металла по длине детали;

— наличие в наплавленном металле и зоне термического влияния остаточных растягивающих напряжений;

— снижение усталостной прочности наплавленных деталей;

— необходимость применения термической обработки наплавлен­ного металла для повышения износостойкости;

— трудность обработки износостойких покрытий повышенной твердости.

Updated: 24.03.2016 — 11:54