ПОНЯТИЕ О МЕХАНИЗМАХ И МАШИНАХ

Шлифовальный станок выполняет полезную работу, обраба­тывая детали. Механическую энергию, приводящую в движение шлифовальный круг и шлифуемое изделие, получают от электро­двигателей, которые потребляют электрическую энергию, выра­батываемую генераторами. Во всех этих случаях мы видим ре­зультат работы машин.

Каждая машина состоит из совокупности механизмов. Меха­низмом называется система подвижно связанных между собой тел (звеньев), совершающих заданные движения.

В шлифовальных станках, как и в других металлорежущих станках, широкое распространение имеют механизмы, передаю­

ПОНЯТИЕ О МЕХАНИЗМАХ И МАШИНАХ

щие движение: ременные, зубчатые, червячные, фрикционные и другие передачи.

На рис. 35 показано торцешлифовальное приспособление, представляющее собой узел внутришлифовального станка, в ко­тором совмещаются разные механизмы.

Электродвигатель 1 через механизм клиноременной передачи 2 приводит во вращение шлифовальный круг. Поршень 3 гидро­цилиндра через штангу 4 устанавливает механизм шлифоваль­ного шпинделя в рабочее положение и после выполнения опера­ции возвращает его в исходное положение. Ручные маховички 5 и 6 приводят в действие винтовую и червячную передачи соответ­ственно для наладочного и рабочего перемещения шпинделя с кругом. В этот узел входит также вспомогательный механизм 7 для правки торца круга.

Работа и мощность. Чтобы переместить груз по гори­зонтальной плоскости, нужно приложить усилие для преодоления в основном силы трения. Если скорость движения груза равно­мерна, то сила, затрачиваемая на его перемещение, постоянна.

Допустим, что величина прилагаемой силы равна Р, а путь, который груз прошел под действием этой силы, равен S, тогда произведение P-S будет количеством работы W, затраченной на перемещение данного груза. За единицу работы принят 1 кГм, т. е. работа, производимая силой в 1 кГ на пути в 1 м.

Чтобы оценить эффективность источника энергии, определя­ют работу, которую он производит в одну секунду, т. е. его мощ­ность.

Единицей мощности принят кГм/сек. Часто мощность измеря­ют более крупными единицами, а именно: лошадиной силой, равной 75 кГм/сек, или киловаттом (кет), равным 102 кГм/сек.

Коэффициент полезного действия. В каждой машине работа движущей силы (Ц7ДВ) тратится на преодоление полезных сопротивлений (например, сопротивления металла ре­занию) и вредных сопротивлений (например, сопротивления тре­ния). Если обозначить работу, затрачиваемую на преодоление полезного сопротивления, через Wnon, а вредного сопротивления через U7Bp, то очевидно

^дв= «7П0Л+1Гвр.

Разделив обе части этого равенства на И7ДВ, получим:

J ______ Й7П0Л I Ц’В*1

~ wm Wm ■

Отношение ^-пол показывает, какая доля потребляемой

И^ДВ

энергии используется по назначению, и называется коэффициен­том полезного действия (к. п. д.). Так как вредные сопротивления всегда имеются в механизмах, то к. п. д. любой машины всегда меньше единицы.

Updated: 28.03.2016 — 18:45